Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ № 87 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и на основании "Федеральной адаптированной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи", является нормативно-управленческим документом, который разработан дошкольной образовательной организацией. Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников и педагогов, определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования: объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования) и организацию образовательной деятельности групп компенсирующей направленности ОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Программа определяет систему коррекционно-развивающей работы в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 8 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.
Программа направлена на создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития , развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Содержание Программы соответствует ФГОС ДО и состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного и организационного) и дополнительного раздела -презентации Программы. Каждый раздел Программы состоит из обязательной части и части , формируемой участниками образовательных отношений.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях- социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, и другие виды игр)
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми)
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними)
а так же видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительное творчество (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная активность (восприятие и понимание смысла музыкальных музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
- двигательная активность( овладение основными движениями).
Содержательный раздел Программы включает коррекционно-развивающую работу, обеспечивающую адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы.
Содержательный раздел Программы содержит рабочую программу воспитания, которая реализуется в полном объеме.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения, а так же особенности организации образовательной деятельности , а именно описание:
- материально-технического обеспечения образовательного процесса,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,
- особенности разработки режима дня и формирование распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений сформирована на основе парциальных программ: по Петербурговедению и безопасности детей дошкольного возраста.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем вариативной части Программы, формируемой участниками образовательных отношений составляет не более 40% от ее общего объема.
Программа может корректироваться в случае изменения:
основных нормативно-правовых документов, уставных документов, контингента воспитанников, образовательного запроса родителей( законных представителей), видовой структуры групп, внедрения парциальных программ, авторских программ и педагогических технологий.
При реализации Образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.